yurakolotov: (Default)
[personal profile] yurakolotov
Меир Шалев: писатель для элиты.

Вообще-то, у нас есть пятеро передовых прогрессивных писателей: Амос Поц, Давид Грузман, АБВГД Ешу и Йорам Говнюк. И - Меир Шалев, которому лень придумывать кличку. Он стоит особняком.

Четверо других - провинциальны. Читать их скучно, потому что им, в общем, нечего сказать. Сюжеты надуманны, драмы высосаны из пальца, ходы неоригинальны, мысли плоски, как камбала.

Шалев же считается (и считает себя) Интеллигентом, Писателем-Для-Элиты. Но, поскольку сказать ему тоже нечего, а репутацию поддерживать надо, он делает это с помощью тезауруса.

Экскурс в сторону: есть такая повесть "Омон Ра" Пелевина. Когда я её прочёл, у меня создалось впечатление, что Пелевин написал талантливую повесть, и вдруг спохватился, что не вставил ни одного матерка. И где-то в последней трети книги пошёл их вставлять почём зря, надо и не надо.

Так вот: Шалев, по крайней мере, мне так кажется, пишет обычным языком, а потом сидит и заменяет слова и обороты на такие, которые нормальный человек не знает и не использует ни в жизни, ни на письме.

Зачем он это делает? Может, ему лавры Агнона покоя не дают? Но у того это было естественно, иврит был другой, да и вся жизнь Агнона была еврейская: пропитана историей и традицией. Он не знал, что этого надо стыдиться.

А есть ли современные хорошие ивритские писатели?
Наверное, есть.
Но речь, увы, как всегда, не о них.

Date: 2011-11-10 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] tuchiki.livejournal.com
Спасибо. Блестяще и исчерпывающе.

Date: 2011-11-10 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
*поклон* :)
Давно копилось...

Date: 2011-11-10 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] dandorfman.livejournal.com
А мой двоюродный брат Игорь от него в восторге. Вы его знаете, он у Берковича публикуется. Он, когда мы последний раз виделись, все время ходил с его книжкой. Я испугался что отстал и погряз, взял в библиотеке 6 кГ книжек Шалева, (он - писучий). Хотел наслаждаться пиром духа. Но пирдуха не получилась. Не дочитал. Не скажу какую по счету книжку не дочитал, смеяться будете.

Date: 2011-11-10 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Игорь? Юдович? Он - Ваш брат? Класс.
Он вообще-то друг родителей. :)

Я, кстати, вполне понимаю, при каком frame of mind можно "заторчать" от Шалева. Особенно, если ничего о нём не знать и начать на "нейтралке".

Я-то изначально необъективен.

Date: 2011-11-10 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] dandorfman.livejournal.com
Значит Вы понимаете больше меня. Потому что человек так старается писать только литературу, настоящую литературу, ничего кроме литературы, что прямо видно, как у него на лбу выступают крупные капли пота.
И, когда так стараются, то получается некая субстанция, которая имеет отношение не к литературе, а больше к физиологии, но уточнять как она называется, не буду.

Date: 2011-11-10 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Нет, ну за что же так.
Я даже тех, кто восхищается Мураками понимаю.

Я ведь и сам "там был", пока не пообщался (в течение 4.5 лет) с одним удивительным человеком, который мне в течение всего этого времени помогал (очень постепенно) расставлять акценты. Это - трудно: понимать, что всё-таки мир чёрно-белый в первую очередь, а потом уже 256 оттенков серого...

Date: 2011-11-11 01:20 am (UTC)
From: [identity profile] dandorfman.livejournal.com
>Нет, ну за что же так.

Есть за что. Потому что тужится.
Один еврей из Праги реально жил в состоянии ужаса и он этот ужас воплотил в рассказе "Превращение". Он ведь был еще и гением, поэтому сумел адекватно передать свое состояние.
Другой, хохол из Нежина приехал в имперский Санкт-Петербург и у него от этого города крыша чуть поехала, ну и предрасположенность тоже была, он ведь в конце концов себя голодом уморил. И вот, господин Гоголь-Яновский написал "Петербургские повести в этом состоянии. Ну и он тоже был гением, так же как Франц Кафка. Они оба нисколько не тужились и специально не искали оригинальности, у них подобные тексты получились просто и естетственно. Зато Меир Шалев - тужится вовсю, ну и результат его литературной борьбы с запорами пахнет соответственно.

Date: 2011-11-15 12:58 am (UTC)
From: [identity profile] igormy.livejournal.com
Яша, неужели тебя еще в начальной школе не ооъяснили, что ябедничать как-то не очень кошерно.
А Шалева в переводе Нудельмана и Фурман я действительно люблю. Понятия не имею, как он звучит в оригинале. Именно за "литературщину", за язык, за ассоциации, за доброе слово о ТОМ поколении, за отсутствие назидательности и и заданности идеологии. Думаю, что когда мы с тобой встретимся лет через сто где-нибудь в шестом круге Ада, то с удивлением увидим, что черти все еще почитывают Шалева и, к примеру, Дюма, а вот о Палевине с так тобой любимой компанией современных писателей вряд ли кто из самых образованных вспомнит. Впрочем, сначала надо "дожить".

Date: 2011-11-15 03:24 am (UTC)
From: [identity profile] dandorfman.livejournal.com
Не понял! Что значит - "наябедничал"? Разве я написал, что ты - бандит, убийца или, что еще хуже - Джорж Сорос?
Разве я написал, что ты любишь на завтрак для аппетита выпивать стакан-второй крови христианских младенцев.
Ну и т.д. Я всего лишь написал, что ты читал Меира Шалева. И что он тебе очень нравился.
Это что, по твоему, что-то очень неприличное и это надо скрывать?
А если это действительно так неприлично и это надо было скрывать, (хоть я не понимаю - почему?) отчего же ты его хвалишь?
Так что я не понимаю логики твоего комментария.

Date: 2011-11-13 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] vozkin.livejournal.com
Амоз тоже элитарен. СМИ ежегодно сообщают, что он уже почти, вот-вот получит нобеля, но Стокгольм не шлет приглашения. Такая вот любовь наших ероев к скандинавским столицам.
А Шалева ты зачем читал? Неужели только ради права осуждать? :)

Date: 2011-11-13 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Ну, во-первых, как говорит мой друг, "Гнать надо со знанием дела."

А во-вторых всё-таки интересно было.

И потом, я почти всеяден -- мало ли что я читал/читаю...

"Так что не корите, что система плоха. Сами виноваты."

-- я почти всеяден --

Date: 2015-02-15 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] adan tarcil (from livejournal.com)
Не, это надо так:"Я счастливец - времени совободного уйма"!
Всеядных много, а вот времени свободного, как мест в питерском трамвае...

Re: -- я почти всеяден --

Date: 2015-02-15 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Ах, если бы.
У меня времени читать - 10-15 минут в день, и на всякое Г я его больше не трачу.

А эта запись была сделана до рождения второго, по материалам от до рождения первого.

.. до рождения второго ..

Date: 2015-02-15 03:27 pm (UTC)
From: [identity profile] adan tarcil (from livejournal.com)
Так ведь говорю, счастливец! מזל טוב! Вон, какие два романа написали!

Литература иврита

Date: 2015-02-15 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] adan tarcil (from livejournal.com)
У меня (лично, отдельно и внутренне) такое представление,
что на иврите не может быть литературы в европейском смысле,
только изжёванный Генри Миллер, как кстати у Шалева,
либо вообще агитка, как у Гордона или Черняховского.

Если же внезапно получится увлекательная книга,
то это будет какое-то продолжение талмудической Агады,
что и видимо у Агнона. Он-то пишет продолжение Агады,
пятнадцать веков спустя.

Re: Литература иврита

Date: 2015-02-15 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Да нет.
Есть талантливые люди.
Просто их надо искать, а на это - ни времени, ни сил. Да и просто неприятно копаться в куче дерьма, чтобы выкопать сомнительную или пусть даже несомненную жемчужину.

Profile

yurakolotov: (Default)
yurakolotov

February 2025

S M T W T F S
      1
2345678
910111213 1415
16171819202122
232425262728 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 24th, 2025 06:09 pm
Powered by Dreamwidth Studios