yurakolotov: (Default)
[personal profile] yurakolotov
Зрелость языка не имеет прямого отношения к его возрасту. Иврит - язык очень старый. Зато живой иврит - мало того, что молодой, но ещё и не зрелый; и не факт, что таковым когда-нибудь станет, просто в силу географических, этнических и прочих обстоятельств.

Вот пример. По-русски об очень малом различии между двумя объектами или явлениями можно сказать "тоньше (меньше), чем комариный х.." Если это выражение прямо перевести на английский, получится неологизм, смешной, малоприличный и вполне элегантный: без объяснения будет понятно, что mosquito's dick's worth - это очень мало. Тем более, что в самом английском есть выражение "cunt's hair" -- более грубое, но с тем же смыслом.
Прямого перевода на иврит не существует и попытка обыграть проваливается с треском. Есть ли подобное "описательное грубое" выражение я не знаю даже после 20 с лишним лет каждодневного использования языка; но сомневаюсь, чтобы оно было. Эта языковая прослойка требует сотен лет постепенного взросления как языка, так и народа.

Другой пример: по-русски про глупого сквалыгу говорят, что он "жидится"; по-английски - "behaves niggardly". Какой аналог тут может быть в иврите? Да никакого -- иное языковое строение. Анекдотические черты национальностей при этом существуют - не могут не, ведь приток населения шёл слоями и из разных мест. А вот производных глаголов или прилагательных - нет.

Обобщая: грамматика и основной словарный запас иврита - из древних времён, и сохранены для нас священными книгами. Что, мягко говоря, не поощряет накопление фразеологизмов. Современное же нарастание пластов идёт путём заимствования из других языков; преимущественно - из арабского, английского и отчасти русского (возможно, по окончании интеграции "французской" алии приплывёт что-то и оттуда). Но для того, чтобы это всё сплавилось в один живой, зрелый язык нужны не только века, но ещё и хотя бы частичное отграничение иных влияний. И, если первое возможно, второе - в двадцать первом-то веке - представляется весьма сомнительным.

UPDATE на иврите - здесь.

Date: 2013-02-04 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] maarbolet.livejournal.com
Нет у меня мнения по этому поводу...

Date: 2013-02-05 02:34 am (UTC)
From: [identity profile] dandorfman.livejournal.com
Я не знаю Иврита, но, судя по переводам некоторых стихов и текстов к песням, Иврит вполне выражает нюансы, которые выражают и другие языки, которые развивались не последних сто лет, а последнюю тысячу. Все-таки евреи - народ Книги, и развитие Иврита идет скорее всего в раз сто быстрее, чем развитие языков, которые считаются основными на нашей планете. Так что Ваши примеры вполне могут устареть уже через года два-три.

Офф-Топ.
Юра, что означает внезапно вспыхнувшая любовь между Беннетом и Лапидом.
Странно это все. Ну Лапид - Лапидом, но вот Беннет?
Его же так восторженно встретил национальный лагерь, почему он показал, что может быть с Лапидом в одной политической постели?

Date: 2013-02-05 04:50 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Нюансы можно выражать по-разному, это раз.
Во-вторых, Вы судите по переводам с иврита на другие языки, т.е. в их языковую традицию. А я говорю о языковой традиции современного, живого иврита. Совсем другая песенка.

Развитие иврита идёт быстро, но не в сто раз быстрее, конечно; но фразеологизмы, особенно - грубые и остроумные, насильственно не зарождаются, это требует времени, а также - чтобы народ был наедине с собой (не полностью, но на уровне средневековом хотя бы). Поскольку в наше время это вот постепенное проникновение, варение в собственном соку - никогда выполнено не будет уже, результат совершенно непредсказуем, по крайней мере, на основе имеющегося опыта.

Date: 2013-02-05 04:53 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Насчёт Беннета и Лапида - не знаю, не интересуюсь. Я свой гражданский долг выполнил, билетик опустил, он "в никуда" ушёл (жаль, но следовало ожидать), и "с меня довольно".

Сам по себе Лапид, на мой взгляд, это живой пример удивительной тупости и беспамятности моего народа. До него его папочка почти столько же взял подобной риторикой, до него ещё был Рафуль тоже с партией центра... и ни один из них ничего хорошего не сделал... и ни одного из них не упомянули перед очередными выборами в качестве примера.

Date: 2013-02-05 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] dandorfman.livejournal.com
Ну после Троцкого, Кагановича, Мехлиса и прочих кровавых ублюдков, Лапид, это еще не самый страшный случай.
Да и американские евреи, которые продолжают почти полностью как стадо баранов голосовать за Обаму, тоже доказывают Ваши слова.
Я уже давно написал, что в своем коллективном политическом сознании, евреи - один из самых тупых народов на Земле.
Тупее их только те, кого вырезали полностью, те, кто вообще исчез.

Date: 2013-02-05 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Это, конечно, не совсем так.
Просто среди евреев очень высок процент "активных дураков", которые постояно пытаются вырваться из традиции, революционизировать, гуманизировать, демократизировать и т.д. -- а это всегда дорого отливается.

Date: 2013-02-05 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] maarbolet.livejournal.com
О! Вот это ты прально сказал. Это и есть объяснение всему прочему.

Date: 2013-02-05 04:45 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Явление, кстати, уникальное... как и многое, что связано с нашим народом.

Иврит веками был лойшен-койдеш, на нём молились, но не разговаривали. Поэтому ничего снаружи он не впитывал -- для этого был идиш. Вот на идиш есть такие обороты и фразеологизмы, что просто слюнки текут -- "я идиш бы выучил только за то".

А современный иврит - что-то вроде незыблемой основы, на которую слоями ложатся неологизмы, мало друг с другом смешиваясь и мало что новое порождая.

Date: 2013-02-05 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] humorable.livejournal.com
Ремарка "по касательной": из-за глагола "жидиться" вспыхнула страшная война между двумя моими френдессами, приличными женщинами.
Только одна русская, а другая - еврейка.
Русская написала: ах, да, это прекрасно ( о каком-то там сыре))... Но вот я пожидилась и не купила.
А еврейка ее превратила в пыль буквально - дескать, нечего позиционировать себя как тонкую натуру, ежели позволяешь себе употреблять подобные слова.
Та остолбенела и обиделась, поскольку антисемиткой себя не считает никак, а слово употребляет с тех пор, как себя помнит - что называется, "с молоком матери"...
В общем, меня тоже пытались втянуть; я, как всегда, прикинулась чайником:) и сохранила отношения с обеими ( русская копает материалы о гениальных скрипачах ( евреях, как понятно:)), а еврейка много путешествует и хорошо это преподносит...
В общем, после длинной прелюдии спрошу: режет ли вам слух "жидиться"?

Date: 2013-02-05 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Смотря в каком контексте и обстоятельствах.
Если понятно, что ничего антисемитского в виду не имеется, то, разумеется, нет.
А если имеется, то будут и другие "привходящие", чтобы от одного "жидиться" ничего не менялось.

Скажем так - в данном конфликте я бы был скорее на стороне вашей русской френдессы, нежели еврейки: искать в одном (или в каждом) слове бескультурье - глупее некуда.

Date: 2013-02-05 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] humorable.livejournal.com
Бучу я бы не поднимала, конечно. Но честно - мысленно ставлю данному индивидууму галочку в характеристике:). Дескать, всего можно ожидать.
Понравился "mosquito's dick"...:)) Не встречала.
Edited Date: 2013-02-05 07:26 am (UTC)

Date: 2013-02-05 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
А, это из анекдота:
- Что такое политика?
- Ну... ты комариный х-- видел когда-нибудь?
- Нет.
- Так вот политика - ещё тоньше.

Date: 2013-02-05 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] humorable.livejournal.com
таки да!
(deleted comment)

Date: 2013-02-06 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
О! Точно. "Выцыганить" я и забыл.
(Боюсь даже спрашивать, делись ли куда-нибудь цыгане-у-метро и цыгане-на-вокзале нашего детства в лихие девяностые).
(deleted comment)

Date: 2013-02-06 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
...каких избушек? не на курьих же ножках?

А вообще-то я про советских цыган ничего не знаю. Про американских немножко, но там им никто не мешал кочевать из городка в городок (выгнать вон могли, это да). А вот как советские жили - просто не представляю.
(deleted comment)

Date: 2013-02-06 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Ага, уже нашёл через Лурк. Что бы мы без Лурка делали...
Неординарной неординарности дама.
(deleted comment)

Date: 2013-02-06 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Это не я, это не я! Это всё Стивен Кинг (http://en.wikipedia.org/wiki/Thinner_%28novel%29). Талант, пмаэш, проникновенность, убедительность. Виноват, подпал под влияние. Обещаю раскаяться. В следующей инкарнации.
(deleted comment)

Date: 2013-02-06 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Смех смехом, а я рад, что живу там, где живу.
Всё-таки при всех и прочих мне не приходится ограничивать себя в речи и выражениях, думать про "политкорректность" и бояться, что кто-нибудь стукнет.

Когда друзья или родственники сюда приезжает в гости из Штатов, их это каждый раз шокирует. Один из них даже пытался убедить меня перестать писать в ЖЖ (или, как минимум, фильтровать базар), "чтоб чего не вышло".

в провинции есть

Date: 2014-04-16 04:41 am (UTC)
From: [identity profile] san25san.livejournal.com
В США не был, тамошних цыган не видел ) В Росии их в Москве за год не приходилось встречать, а вот в Астрахани на автовокзале как на работу приходят цыганки и к каждому ждущему автобус подходят или одни или с ребенком на руках и клянчат деньги, дают им редко, поэтому часто говорят что мол "Бог за жадность тебя накажет" )))

Re: в провинции есть

Date: 2014-04-16 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Спасибо, это интересно.

Простите за любопытство, а как вы вышли именно на эту запись и именно в моём журнале?

Re: в провинции есть

Date: 2014-04-16 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] san25san.livejournal.com
Было интресно узнать какое слово английское из интервью Стивена Фрая перевели как "жидиться". Так и не нашел, разве что niggarly у Вас приведенное, но это ведь про африканцев, а контекстом было употребление бытовое "антисемитской" лексики в школе, где Фрай учился.

Re: в провинции есть

Date: 2014-04-16 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Хм... не знаю такого выражения (по-английски), но если Фрай, то это может быть английский жаргон, я его знаю хуже американского.

А когда было интервью? Можно поискать.

Re: в провинции есть

Date: 2014-04-16 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] san25san.livejournal.com
оно приводится в русской статье Википедии про Фрая. однако ссылки на английский текст не нашел
а здесь
http://en.wikipedia.org/wiki/Stephen_Fry
текста про его школу нет

Re: в провинции есть

Date: 2014-04-16 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
А! Так это не интервью. Это из его книги.

http://www.peremeny.ru/books/osminog/8070

Можно поискать, но ради одного слова... :)

Date: 2013-02-06 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Только сейчас вдруг дошло: студенты 90х г.р. -- это почти страшно, они же нас в полтора-два раза моложе и уже студенты.
(deleted comment)

Date: 2013-02-06 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Про эти морозы, кстати...
В 92м тут была "холодная зима" (ну, ты понимаешь - плюс 10, с ветром и ливнями, канализация, которая каждый год опять вдруг не готова, забивается листьями, машины и автобусы плывут и т.д.).
По этому поводу на самые-самые дни школу объявили "необязательной". Я приезжал, мне это в кайф было. Училка английского тогда, узнав у меня про то, что в Л-де при морозе меньше 25 никто даже не думал школы закрывать, осталась с челюстью ниже плинтуса, потом всем рассказывала небось про клюкву и медведей...
(deleted comment)

Date: 2013-02-06 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
и продают цыганам из второй ветки?

Date: 2013-02-07 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] humorable.livejournal.com
Да.
Я, кстати, употребляя его редко-редко - опять же только потому, что бабушка так говорила причем исключительно по отношению ко мне:(выцыганила все-таки! - всплескивая руками:) - сталкиваюсь с тем, что никто не понимает, о чём это.
(deleted comment)

Date: 2013-02-07 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
а ты левый или правый локоть при этом угрызаешь?
(deleted comment)

Date: 2013-02-07 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
будучи свидетелем нескольких угрызаний тобой некоторых ближних, свидетельствую: угрызать ТАК самого себя - за гранью самоедства и переходит в моральный автоканнибализм
(deleted comment)

Date: 2013-02-07 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Тогда уж:

Да, он здоров. Но дела его идут плохо. И пойдут еще хуже, пока он не научится смотреть на мир сквозь пальцы, пока он не махнет на все рукой, пока он не овладеет искусством пожимать плечами.
(deleted comment)

Date: 2013-02-07 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
но свои чуи и чучундры покоя пока не дают?
(deleted comment)

Date: 2013-02-07 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
...простите, Ваша Честь, мы всё ещё говорим о наркотиках покое?
(deleted comment)

Date: 2013-02-07 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
не-не-не
о сути вещей я могу только после второй, когда больше пока не надо, но ещё захочется

Date: 2013-02-07 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] volya.livejournal.com
http://duchifat.livejournal.com/668834.html
вспомнила, а к слову и нашлось. Цукерман, вроде, на родине с визитом, в четверг было весьма прикольное интервью на радио (кажется, Галац)

Date: 2013-02-07 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Спасибо, Оль.
Проглядел по диагонали, завтра прочитаю внимательно.

Впрочем, в номере следующем мне подсказали несколько выражений, два или три из которых таки вполне native, а не заимствованные.

Profile

yurakolotov: (Default)
yurakolotov

February 2025

S M T W T F S
      1
2345678
910111213 1415
16171819202122
232425262728 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 24th, 2025 01:17 am
Powered by Dreamwidth Studios