yurakolotov: (Default)
[personal profile] yurakolotov
- Отвечайте, юноша, и не медлите, - произнес он. - Какие страны играют ведущую роль в мировом производстве хлопчатобумажных тканей? (...) Каков удельный вес США в производстве электроэнергии развитых капиталистических стран? (...) Какое минеральное сырье из стран Южной Азии вывозится на мировой рынок?
(А. и Б. Стругацкие, "Повесть о дружбе и недружбе")


Когда талантливый писатель, нашедший свою стезю, пытается из неё вырваться, получается обычно коряво. Это можно наблюдать, скажем, в коротких рассказах Стивена Кинга: его жанр - широкие полотна, многостраничные романы, где хватает места и на экшн, и на попугать, и на поговорить, что он очень здорово умеет, о людских нравах американского захолустья. Короткие же рассказы его выглядят оборванно и потеряно: сказать надо столько же, сколько в романе, а места нет. Получается, одним словом, фигня.

То же случилось и с "Повестью о дружбе" АБС. Она, говоря просто, не удалась: направленная на подростков, она получилась натужно-снисходительной, почти на уровне сюсюкания.

Но впрочем речь не о ней, а о том, может ли пичкание фактами заменить образование. Об этом в шутку писал Конан-Дойль (но в каждой шутке есть доля шутки). Об этом говорили и писали многие.

В каких-то областях это неизбежно. Скажем, на уроках математики школьникам трудно объяснить, что сложение и умножение чисел - это конкретная реализация очень абстрактной идеи. Или, к примеру, человеку не обладающему врождённой грамотностью приходится правила языка учить наизусть... хотя, заметим, сам факт неграмотного написания не свидетельствует о глупости пишущего, равно как и наоборот.

В науках неточных, как история, некоторое количество фактов знать необходимо; но никакие факты не объяснят школьнику, не умеющему думать, что такое история, как эти факты связываются, почему из А следует Б, а из Б - тридцатилетняя война.

Но вот за каким хреном нужны были в советских школах все эти политэкономии, экономгеографии и прочая туфта? Зачем затверживать, как попка, какие магниты добывают в горах Магнитогорска, и сколько тонн угля вывозится из Уфы? Память развивать? - лучше стихи наизусть учить.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2012-05-06 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] puffinus.livejournal.com
Насчёт Кинга однозначно не согласен. Он, по-моему, прирождённый новеллист. Его романы часто затянуты, а вот рассказы - выше всяких похвал.

Date: 2012-05-06 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
У него вообще мало по-настоящему качественных книг. Но лучшие из них - всё-таки не рассказы. "It", "Long Walk", "Salem's Lot", "Dark Half", "Shawshank Redemption".

(Под рассказами я имею в виду сборники, такие как "Night Shift")

Date: 2012-05-06 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
"Стругацкие"

Date: 2012-05-06 07:32 am (UTC)

Date: 2012-05-06 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] puffinus.livejournal.com
Да, по-моему, даже в "Сиянии" у него нет такой жути, как в "И пришёл Бука". А "Мартовский выползень"?

Date: 2012-05-06 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Ну, это ещё куда ни шло. Но тоже - представьте, какую бы конфетку он из этого сделал в повести страниц на 300, с описаниями взаимоотношений между студентами, политики на кампусе и т.д.

Кстати, ещё одно "исключение, подтверждающее правило" -- рассказ "Дело Ватсона" из "Кошмаров и видений". Он мне настолько понравился в своё время, что я его даже сам перевёл. :)

Date: 2012-05-06 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com
Мне кажется, что это один из столпов педагогики - заставлять заучивать всякую хрень наизусть.:) Исторически сложилось. А что - в несоветских школах это дело уже изжили нахрен?:)

Date: 2012-05-06 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Увы, нет. Есть везде. Хотя, согласись, было бы намного лучше, если бы в младших классах - пока мозги ещё не замусорены - быстренько рассказать деткам про кольца и поля, а уже потом - применительно к сложению и умножению чисел. :)

Date: 2012-05-06 07:48 am (UTC)
From: [identity profile] humorable.livejournal.com
а я и затвердить-то не могла...
на мое счастье, с восьмого класса я была уже в спецшколе, и там на естественные науки смотрели, как на факультатив:)
Думаю, что в обычной школе по экономической феографии
больше тройки у меня бы не было.
Но все-таки самое ужасное - это общественно-политические дисциплины.
вы, небось, и хлебнуть-то не успели "из чаши сей"?")))

Date: 2012-05-06 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Нет, Бог миловал.
Зато тут хлебнул вдосталь - и "общественного права", и толкователей-мудрецов, и странной средневековой поэзии.

Date: 2012-05-06 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] dandorfman.livejournal.com
Я не знаю, почему, но из советской методики изучать историю подряд, История Древнего Мира, История Средних Веков, Новая История, Новейшая История, я как-то воспринял целостное представление о том, что происходило и понимание связей между событиями.
По американской методике ученик сам выбирает, какую историю ему учить.
В результате, какой-то фрагмент в голове, непонятно откуда ноги растут.
Получается - голые люди на голой земле.
То, что непрерывный ряд предусматривал в основном вранье, не имело в конце концов решающего значения, просто в фрагменты эти вместо вранья я сам вставлял правду, но было куда вставлять. Этот процесс разумеется продлен на целую жизнь, а не только на школьные или университетские годы. Но основа меня устраивает.

Date: 2012-05-06 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com
Ну, я-то за всеми четырьмя, конечно!:) Но, насколько я понимаю, (робкий?) шаг в этом направлении попытался сделать Колмогоров - и как-то не пошло.

Я, хоть и профессор, честно признаюсь, что не знаю, как надо учить - знаю только, что разным людям надо объяснять по-разному.:) Но я подозреваю, что и педагоги с психологами не в состоянии придумать никакой общий разумный метод обучения.

Date: 2012-05-06 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com
Поэзии - еврейской?

Date: 2012-05-06 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com
Уроки истории в школе мне нравились значительно больше уроков ботаники.:)

Date: 2012-05-06 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Да, сефардской. Иехуда Галеви (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8,_%D0%98%D0%B5%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%B0) et al.

Мировая литература тоже была в количестве обширном. Но вот именно эти стихи застряли, как наиболее бессмысленное. Не потому, что сама поэзия плоха, а по методу вбивания.
Edited Date: 2012-05-06 08:44 am (UTC)

Date: 2012-05-06 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
А общего и быть не может.
В первую очередь нужны талантливые и умные (это не одно и то же) педагоги. Такие, которые бы понимали материал и при этом хотели бы преподавать.

А, да, и перестрелять выгнать к свиньям психологов. :)

Date: 2012-05-06 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
А - экономическая география?
Да и просто география сама по себе? Помните - контурные карты? :)

Но, конечно, вот эти игры в демократию -- "сами выбирают, что им учить" -- кретинизм первостепенный.
Edited Date: 2012-05-06 08:42 am (UTC)

Date: 2012-05-06 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Ой, ботаника. Ужас. Как её звали, Ольга... Петровна? Забыл. Зато помню, как переписывал чью-то (Нади Кузнецовой, кажется) тетрадку, потому что мои записи были несколько отрывочны. :)

Date: 2012-05-06 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] dandorfman.livejournal.com
Экономическая география тоже давала вполне целостную картину. И вранья в ней кстати было меньше, она не так идеологизирована как история. Общая эрудиция людей, которые были любопытны и закончили советские школы - выше эрудиции аналогичных американских детей. Я подчеркиваю -общая эрудиция, а не конкретные узкие знания.
Она правда не очень помогала тем, у кого кроме общей эрудиции ничего не осталось.
Но это уже не зависит от школ, это зависит от человека, его способностей и упорства.

Date: 2012-05-06 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Дан, а что хорошего в этой "общей эрудиции"? Её же надо уметь применять! От того, что у меня будет каша в голове я не стану ни лучшим писателем, ни инженером, ни, между прочим, отцом.

Надо чтобы у человека было стремление расширять горизонты; а советская школа это убивала не хуже американской или израильской. "Не высовывайся", "Тебе что, больше всех нужно" -- это советская школа.

Date: 2012-05-06 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com
Ну, почему не может - устроить тест на пару недель, а потом учить человека в соответствии с измеренными характеристиками.:)

Date: 2012-05-06 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com
А учебника для полного счастья тебе не хватало?:)

Помню, биологичка всегда говорила "нарисуйте таблицу" - а потом начинала диктовать какой-то малоструктурированный текст.:)

Date: 2012-05-06 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Индивидуальный подход?
Это не наш метод! При этом винтики не получатся! :)

Date: 2012-05-06 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] yurakolotov.livejournal.com
Не, это училка требовала, чтобы в тетради всё было записано - и проверяла.
Настоящая, классическая марьванна была.

Date: 2012-05-06 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] dandorfman.livejournal.com
Я не обсуждаю, хорошо это или плохо. Просто я именно в этом явно сильнее своих американских коллег на работе.
Хоть профессионально многие из них сильнее меня.
Лично мне общая эрудиция не мешала, я - человек любопытный. Мне с ней было комфортно.
С точки зрения жизненного успеха, наверное, это нейтрально, или... вредит.
Вот у меня вчера появился комментарий в ЖЖ, процитирую его:

Кто-то великий правильно сказал: для успеха в жизни нужно две вещи - невежество и уверенность в себе. ))
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

yurakolotov: (Default)
yurakolotov

February 2025

S M T W T F S
      1
2345678
910111213 1415
16171819202122
232425262728 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 31st, 2025 12:15 am
Powered by Dreamwidth Studios